ВВЕДЕНИЕ

Сюрреализм как течение в искусстве, причем необязательно в изобразительном искусстве, был официально представлен художественному миру в манифесте французского поэта Андре Бретона, опубликованном в 1924 году. Позиции Бретона, как и сюрреализма в целом, были логическим развитием процесса брожения идей в культурной жизни Европы. Однако сюрреалисты унаследовали и заключенное в этом процессе противоречие. Подобно авангардистам, они мечтали о революции, которая предполагала разрыв с прошлым и переход к чему-то совершенно новому. В то же время они утверждали, что необходимость "революции" была.предопределена историей, - если ее правильно истолковать! Сюрреализм должен был стать воплощением нового духа, духа модернизма, и одновременно явиться историческим фарватером, медленно проявлявшимся в бурном потоке человеческого творчества. Из пестрого ковра искусства торчали оборванные нити идей, которые следовало связать между собой, - от натурализма итальянского Ренессанса до ведущих авангардных течений кубизма, экспрессионизма, метафизического направления и дадаизма. Эти разноцветные нити настолько важны, что две первые главы книги целиком посвящаются им. Главной движущей силой развития искусства была энергия формирующегося века, высвободившаяся с приходом электричества, аэроплана и автомобиля. Наиболее наглядно это проявилось в ходе разрушительного пожара первой мировой войны, которая началась верхом па лошади, а закончилась на танке. Вторая мировая война обрубила нити силовых линий,очерчивавших контуры европейского авангарда до, во время и после сюрреализма. Одна из нитей тянется, как это ни странно, от Пабло Пикассо и парижских кубистов. Мало что может показаться более далеким от сюрреалистического бунта, чем их искусство с его чистыми, в чем-то даже механистическими краями плоских "кубов". Но дело не только в том, что Пабло Пикассо был любимым художником Бретона, кубизм сам по себе служил образцом общепонятного изобразительного языка и авангардного течения нового века. Технические приемы, разработанные кубистами в 1912-1914-х годах - такие как использование коллажа и включение в композицию случайных предметов, - применялись многими художниками разных направлений по всей Европе, правда, в совершенно иных целях, чем предполагали кубисты. Ни к кому это не относится так прямо, как к немецким экспрессионистам, многие из которых после 1916 года стали членами движения дадаистов. К 1919 году коллаж в руках такого художника, как Макс Эрнст, можно рассматривать как прототип сюрреализма. Таким образом, сюрреализм впитал в себя ранее существовавшие элементы кубизма и экспрессионизма. Но были и другие источники. Молодые, беспокойные итальянские футуристы начали в 1909 году разрабатывать философию и осваивать средства художественного выражения энергии и динамизма, стараясь силой соединить обремененное классическим наследием прошлое с будущим мчащегося автомобиля. Большая часть их нигилизма и основные приемы тактики были через несколько лет подхвачены дадаистами, чьи барабаны и балаганные представления упорно пытались заглушить или, может быть, поддержать ритм барабанов войны.

К 1919 году Андре Бретон и его кружок французских поэтов стали прямыми наследниками идей дадаистов, которые распространились по всей Европе и начинали концентрироваться в Париже. К 1922 году они порвали с дадаистами и приступили к созданию менее негативной программы. Чтобы подвести психоаналитическую базу под мечту сюрреалистов о революции, Бретону пришлось обратиться к идеям Зигмунда Фрейда. Два года спустя Бретон опубликовал "Первый манифест сюрреалистов". В течение одного года сюрреалисты подготовили свою первую выставку изобразительного искусства в Париже, а к 1926 году они открыли собственную художественную галерею. В 1929 году разногласия в рядах сюрреалистов переросли в открытую оппозицию авторитарному правлению Бретона и политическим связям с французской компартией. В этот период кризиса из движения выделилась группа сюрреалистов, последовавших за более радикальными идеями Жоржа Батайля. Но что удивительно, в 1930-е годы начался приток новых членов, и движение приобрело всемирную известность в связи с серией международных выставок, продолжавшихся до 1950-х годов. К 1939 году победа фашистов Франко в Испании, советско-германский пакт и начало второй мировой войны привели к тому, что сюрреалисты, уже ставшие интернационалистами по своему составу и ориентации, покинули континент. К 1941 году многие переехали в Соединенные Штаты, где их присутствие оказало глубокое влияние на развитие искусства в Нью-Йорке. К концу второй мировой войны американцы собрали от европейцев достаточный объем информации, чтобы начать процесс синтеза собственных идей, кульминацией которого стал абстрактный экспрессионизм. Но влияние сюрреалистов этим не ограничилось. Многие из них продолжали работать в 1950-е и 60-е годы и оставались кумирами еще двух поколений художников. В их экспозициях 1950-х годов приняли участие молодые американцы, такие как Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. Формирующую силу сюрреализма почувствовали на себе и те художники, которые принимали участие в "хэппенингах" конца 1950-х и 1960-х годов, а затем положили начало пер-форманс-арту. Художники ассамбляжа, такие как Ли Бонтеку, и те, кто подобно Луизе Буржуа использовал органические формы и психологические мотивы, большей частью своих эстетических взглядов обязаны первым систематизированным исследованиям психики, проведенным сюрреалистами. Книга о сюрреализме одновременно является историческим исследованием, посвященным духу авангарда, круговороту времени и идей, составлявших основу одного из наиболее примечательных направлений искусства и философии двадцатого века. Это был период великих надежд, страна Утопия, где царили мечты о революции.  
Hosted by uCoz